Материалы

Екатерина II. Внутренняя политика и экономическое развитие России. 8 класс.

Россия в системе международных отношений (РЭШ)

Внутренняя политика и экономика.

Термины и понятия:

Открыть
  • Конвенция — международный договор по специальному вопросу
  • Судебная палата – судебный орган, создан в ходе судебной реформы 1864 г.
  • Казенная палата – губернский орган Министерства финансов в Российской империи.
  • Полицмейстер – в Российской империи с 1782 г. начальник полиции во всех губернских и других крупных городах.
  • Губернское правление – в России с 1796 г. государственный коллегиальный орган управления губернией, обладавший исполнительными и совещательными функциями.
  • Просвещенный абсолютизм – обозначение политики абсолютизма в ряде европейских стран во 2-й пол. 18 в., которая выражалась в преобразовании наиболее устаревших социальных институтов (упразднение некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству, реформы — крестьянская, судебная, школьного обучения, смягчение цензуры и др.).
  • Духовное правление мусульман — учреждение, призванное осуществлять назначения мулл в мечети и контроль за их деятельностью.
  • Уложенная комиссия — временный коллегиальный орган в истории России XVIII в., созываемый для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г.
  • Ассигнации — сначала расчётная, вспомогательная, а затем основная денежная единица (бумажные деньги) Российской империи с 1769 по 1849 г., имевшая хождение наравне с серебряным рублём с рыночным курсом взаимного обмена обеих валют.
  • Месячина — содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами. В месячину входили как продукты питания, так и одежда.
  • Секуляризация — конфискация государством церковных и монастырских имуществ.
  • Феодально-крепостнические отношения — отношения, характеризующиеся сочетанием крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей — крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения.

Персоналии

Открыть
  • Екатерина II — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в результате дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III
  • Г.Г. Орлов — генерал-фельдцейхмейстер, фаворит императрицы Екатерины II,
  • Г.А. Потемкин — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал.
  • А.Н. Радищев — русский прозаик, поэт, философ, руководитель Петербургской таможни. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в июне 1790 года
  • Н.И. Новиков — российский журналист, издатель и общественный деятель, масон, одна из крупнейших фигур Русского Просвещения.

Даты

Открыть
  • 1765 г. — предоставление помещикам права ссылать своих крепостных в Сибирь
  • 1767 г. — созыв Уложенной комиссии
  • 1767 г. — запрет крестьянам жаловаться на своих помещиков
  • 1769 г. — начало выпуска бумажных денег
  • 1775 г. — начало губернской реформы
  • 1775 г. — Манифест о свободе предпринимательства
  • 1785 г. — Жалованные грамоты духовенству и городам
  • 1788 г. — указ об учреждении Духовного собрания магометанского закона

Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения (извлечение) 1767 г.

Открыть
  • Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно.
  • Полагая сие законом веры предписанное правило за вкоренившееся или за долженствующее вкорениться в сердцах целого народа, не можем иного кроме сего сделать положения,
    что всякого честного человека в обществе желание есть или будет, видеть всё отечество своё на самой вышней степени благополучия, славы, блаженства и спокойствия.
  • А всякого согражданина особо видеть охраняемого законами, которые не утесняли бы его благосостояния, но защищали его ото всех сему правилу противных предприятий…

Глава I

  • Россия есть европейская держава.
  • Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял Пётр Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали со
    климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. Пётр Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашёл тогда
    такие удобности, каких он и сам не ожидал.

Глава II

  • Российского государства владения простираются на 32 степени широты и на 165 степеней долготы по земному шару.
  • Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединённая в его особе власть, не может действовать сходно со пространством столь великого государства.
  • Пространное государство предполагает самодержавную власть в той особе, которая оным правит. Надлежит, чтобы скорость в решении дел, из дальних стран присылаемых, награждала медление, отдалённостию мест причиняемое.
  • Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.
  • Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.
  • Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра…

Глава IV

  • <…>
  • Сии наставления возбранют народу презирать указы Государевы, не опасаяся за то никакого наказания, но купно и охранять его от желания самопроизвольных и от непреклонных прихотей

Рост мануфактурного производства

Позиция для сравнения/годы172517601800
Количество мануфактур2056631800
в том числе (% к общему числу)
в металлургии
в текстильной промышленности

33,7
15,6

27
22,8

7,2
47,17
Памятка для анализа статистических данных
  1. Определите тип представления данных: диаграмма (линейная, круговая, графическая и др.), таблица и т. п.
  2. Установите, соотношение каких величин изображается графически.
  3. Внимательно изучите легенду: названия колонок и столбцов таблицы; оси, масштаб обо-значений на графиках; цветовые обозначения различных величин, подписи к ним в диаграммах и т. д.
  4. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их.
  5. Обобщите результаты и сделайте выводы

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.